Top.Mail.Ru

Переход на электронный документооборот в логистике: что нужно знать к 2026 году

С 1 сентября 2026 года участники логистической цепочки — экспедиторы, грузоотправители, перевозчики и получатели — обязаны перейти на электронный документооборот (ЭДО). Это требование закреплено в Федеральном законе № 140 от 7 июня 2025 г, который внёс изменения в 87‑ФЗ «О транспортно‑экспедиционной деятельности». Разберёмся, кто и когда должен перейти на ЭПД, какие документы подлежат цифровизации и как подготовиться к изменениям.

Что изменилось в законодательстве?

Закон № 140 регулирует оформление заказов‑заявок на перевозку, транспортных накладных, экспедиторских документов (расписок, поручений) и грузовых накладных (авиа, ж/д).

Ключевые сроки перехода:

1 сентября 2025 года — для экспедиторов вступают в силу новые требования:

  • Обеспечить соблюдение требований законодательства при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой ограниченных в обороте грузов. Если экспедитор не может обеспечить соблюдение таких требований, оказание экспедиционных услуг не допускается.
  • Хранить договоры транспортной экспедиции 3 года со дня окончания исполнения этих договоров.
  • По требованию правоохранительных органов предоставлять информацию о соглашениях и передавать груз для проверки.
  • 1 марта 2026 года — информация об экспедиторе должна быть размещена в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности. Реестр будет вестись в электронной форме на платформе «ГосЛог».

Изменения касаются как действующих экспедиторов, так и тех, кто только планирует осуществлять экспедиционную деятельность. Действующие экспедиторы должны подать уведомление о своей деятельности до 1 мая 2026 года.

Планируются штрафы за отсутствие сведений в реестре:

  • от 3 до 5 тыс. рублей для граждан,
  • от 100 до 300 тыс. рублей для юрлиц.

 
Руководитель экспедиторского бизнеса (юрлица или ИП) не должен иметь судимости за экономические преступления, а сама компания — ответственности за повторные нарушения закона 87-ФЗ в течение года, например, штрафов за отсутствие в реестре или невыполнение обязанностей экспедитора.

1 сентября 2026 года — экспедиторские документы должны формироваться в электронной форме. Они войдут в перечень электронных перевозочных документов (ЭПД) и будут направляться в ГИС ЭПД. Формат документов будет утвержден ФНС по согласованию с Минтрансом, порядок обмена — определит Правительство РФ.

Кто обязан перейти на ЭПД?

С 1 сентября 2026 года электронные транспортные накладные (ЭТрН) станут обязательными. Новые требования распространяются на все коммерческие перевозки грузов, независимо от отрасли и вида груза.

Кроме того, в цифровой форме по умолчанию будут оформляться и другие перевозочные документы:

  • Грузовые накладные авиационного и железнодорожного транспорта.
  • Заказы и заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом.
  • Экспедиторские документы. Например, экспедиторская расписка, поручение экспедитору или складская расписка.
  • Грузоотправители, перевозчики, экспедиторы и грузополучатели больше не смогут использовать бумажные накладные в работе.

Минтранс должен будет определить, в каких случаях допускается оформление документов на бумаге. Вероятно, это будут исключительные ситуации — например, при перевозке по местности без связи или для спецгрузов. Но такие детали станут известны ближе к 2026 году, когда Минтранс выпустит соответствующие приказы.

Для перевозки алкоголя действует отдельный график:

  • до 1 марта 2026 года — допускается бумажная товарно‑транспортная накладная;
  • с 1 марта 2026 года — обязательное использование ЭТрН, но с переходным периодом до 1 марта 2027 года (без штрафов за бумажный формат).

Зачем нужны электронные транспортные накладные (ЭТрН)?

Транспортная накладная — это документ, который подтверждает факт перевозки груза автомобильным транспортом. Его оформляют для учета транспортных услуг и расчетов с перевозчиком.

В октябре 2020 года Минтранс России провел эксперимент по переводу транспортных накладных и путевых листов в цифровой формат. Отправители грузов, перевозчики и грузополучатели оформляли и подписывали документы через операторов электронного документооборота (ЭДО). А ГИБДД и Ространснадзор контролировали процесс через тестовую информационную систему.

Эксперимент прошел успешно — новые механизмы взаимодействия участников перевозок и госорганов выполнили свои цели. Процесс грузоперевозок на время эксперимента стал быстрее и дешевле для участников и прозрачнее для государства. С 2022 года добровольное использование ЭТрН закрепили в законодательстве.

Переход на транспортный ЭДО создает преимущества для бизнеса. Например, ускорение бизнес-процессов, сокращение расходов на доставку и хранение документов. Но помимо этого, он упрощает процессы и отдельных подразделений компании:

  • Руководитель получает полный контроль над логистическими операциями — электронные документы позволяют отслеживать этапы перевозки в реальном времени. Это повышает управляемость бизнеса и доверие со стороны контрагентов и госорганов.
  • Бухгалтерия экономит время на обработке первичных документов и сводит к минимуму ошибки при перенесении данных. Все ЭТрН легко интегрируются с учетными программами, что упрощает подтверждение расходов на перевозку и вычеты по НДС.
  • Диспетчер службы логистики оформляет и отправляет ЭТрН через веб-сервис или интегрированную систему буквально за минуты. Все участники мгновенно получают документ по ЭДО — это существенно ускоряет бизнес-процессы доставки груза.
  • При электронном документообороте сотрудник склада сразу после погрузки груза подписывает накладную КЭП — не нужно ждать курьера или водителя с бумажными бланками.
Передача данных ЭТрН идет по защищенным каналам через аккредитованных операторов ИС ЭПД, что соответствует требованиям Минтранса и ФНС. Архив электронных перевозочных документов хранится в дата-центрах оператора ЭДО, доступ к нему контролируется — это безопаснее, чем хранение кип бумаг на складе.

Как выглядит электронная транспортная накладная?

ЭТрН — аналог бумажной транспортной накладной. Правительство утвердило форму транспортной накладной в приложении №4 к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Подробности можно прочесть в постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200.

Документ включает в себя информацию о грузоперевозке, которую согласовывают грузоотправитель и перевозчик:

  • дату, время, адрес погрузки и выгрузки груза;
  • штрафы за простой транспорта, задержку доставки;
  • параметры транспортного средства;
  • особые условия доставки груза и другие сведения.
ЭТрН состоит из четырех обязательных файлов обмена (они же титулы или разделы) и четырех опциональных. Формат транспортной накладной утвержден в приказе ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.

Как обмениваться электронными транспортными накладными?

Схемы обмена документами могут быть разными. Самый простой алгоритм такой:

  • Грузоотправитель оформляет ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул (раздел) квалифицированной электронной подписью (КЭП) и передает его через оператора ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
  • Провайдер передает ЭТрН перевозчику и получателю груза.
  • Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
  • Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
  • Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
  • Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.
ГИС ЭПД получает данные о подписании ЭТрН в режиме онлайн и по запросу передает их МВД, Ространснадзору и ФНС. Еще система принимает титулы и КЭП от провайдеров, выдает уникальный идентификатор документа и формирует записи по ЭТрН в свою базу данных.

Когда не нужно оформлять ЭТрН?

При перевозке не всегда требуется транспортная накладная. Ее не оформляют в случаях, когда нет договора перевозки или в перевозке не участвуют привлеченные перевозчики. Электронный формат не меняет этих правил.

Перевозка без заключения договора перевозки. Например, поставщик доставляет свой товар покупателю собственным транспортом, а доставка не выделена как отдельная оплачиваемая услуга. В таком случае взаимоотношения сторон регулируются договором купли-продажи, и расходы на доставку включены в стоимость товара.

Если покупатель сам забирает товар или если компания перевозит грузы между своими филиалами своими же машинами. Разумеется, по согласованию сторон ее можно оформить для внутреннего контроля, но закон этого не требует.

Отсутствие обязанности иметь ЭТрН не освобождает от необходимости подтвердить расходы на транспортировку для налогового учета. Но это можно сделать другими документами. Например, договорами, актами или путевыми листами.

Что нужно сделать для обмена перевозочным документом?

Шаг 1. Получить сертификат КЭП для уполномоченных лиц.
Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат электронной подписи физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре, например, в УЦ СКБ Контур. Использовать КЭП физлица нужно вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД) для подтверждения полномочий физлица.

Руководители коммерческих организаций и ИП могут получить сертификат квалифицированной электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС России. При первом получении потребуется личная явка. Если есть действующая КЭП, полученная в УЦ ФНС, ее можно продлить удаленно через личный кабинет на сайте ФНС.


электронная подпись для руководителей и ИП

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ для руководителя
Решайте любые задачи с одной ЭП: сдавайте отчетность, участвуйте в торгах, обменивайтесь документами с госорганами и контрагентами.

₽ 7900.00
за 15 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Подходит для работы на востребованных порталах: Честный ЗНАК, ФНС, Федресурс и др
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Три перевыпуска сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ для руководителя на носителе
Решайте любые задачи с одной ЭП: сдавайте отчетность, участвуйте в торгах, обменивайтесь документами с госорганами и контрагентами.

₽ 1000.00
за 15 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Подходит для работы на востребованных порталах: Честный ЗНАК, ФНС, Федресурс и др
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Три перевыпуска сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
ЭП для руководителя и ИП "Навигатор.Торги"
Электронная подпись и поддержка экспертов в участии в торгах.

₽ 5900.00
за 15 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Перевыпуск сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
ЭП для руководителя и ИП "Навигатор.Торги" на носителе
Электронная подпись и поддержка экспертов в участии в торгах.

₽ 7700.00
за 15 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Перевыпуск сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
ЭП для руководителя и ИП "Навигатор.Торги 2.0"
Электронная подпись и поддержка экспертов в участии в торгах.

₽ 9800.00
за 30 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Перевыпуск сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
ЭП для руководителя и ИП "Навигатор.Торги 2.0" на носителе
Электронная подпись и поддержка экспертов в участии в торгах.

₽ 11900.00
за 30 месяцев

  • Электронная подпись ФНС
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Перевыпуск сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен

электронная подпись Для сотрудников и физических лиц

Квалифицированный Классик

Для государственных систем, сдачи отчетности и любых видов ЭДО.


₽ 4000.00
за 12 месяцев

  • Электронная подпись
  • Для работы на порталах: Честный ЗНАК, ФНС, Федресурс и др.
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Перевыпуск сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
Универсальная электронная подпись
Решайте любые задачи с одной ЭП: сдавайте отчетность, участвуйте в торгах, обменивайтесь документами с госорганами и контрагентами.

₽ 7900.00
за 12 месяцев

  • Электронная подпись
  • Подходит для работы на востребованных порталах: Честный ЗНАК, ФНС, Федресурс и др.
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Три перевыпуска сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен
Универсальная электронная подпись на носителе
Решайте любые задачи с одной ЭП: сдавайте отчетность, участвуйте в торгах, обменивайтесь документами с госорганами и контрагентами.

₽ 9700.00
за 12 месяцев

  • Электронная подпись
  • Подходит для работы на востребованных порталах: Честный ЗНАК, ФНС, Федресурс и др.
  • Консультации по участию в торгах
  • Круглосуточная техподдержка
  • Автонастройка компьютера
  • Три перевыпуска сертификата, если поменялись реквизиты или потерялся токен


Оформить мчд в контур.доверенности

3 МЧД

₽ 3000.00
1000 ₽ одна МЧД

10 МЧД

₽ 7000.00
700 ₽ одна МЧД

25 МЧД

₽ 16000.00
640 ₽ одна МЧД

50 МЧД

₽ 30000.00
600 ₽ одна МЧД

Шаг 2. Подключиться к оператору ИС ЭПД. Оператор будет обрабатывать и отправлять ЭТрН через свой сервис в ГИС ЭПД. Минтранс провел аккредитацию и сформировал специальный реестр таких операторов. Чтобы в него попасть, необходимо выполнить требования, описанные в п. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Принцип работы в сервисах провайдеров зависит от интеграционного решения. Например, сервис Логистика от Контур.Диадока можно внедрить в свою учетную систему или пользоваться веб-интерфейсом.


тарифы контур.логистика

Шаг 3. Приобрести технические средства.
Сотрудникам, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, нужен смартфон или планшет с доступом к ЭДО. Также необходим тариф с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи.

Как подключиться к сервису Логистика от Контура?

Контур.Диадок — система ЭДО в Контуре, в которой можно отправлять юридически значимые документы контрагентам за несколько секунд. Через сервис Логистика участники перевозок могут обмениваться электронными перевозочными документами и экономить на бумаге.

В сервисе все стороны грузоперевозок могут пользоваться веб-интерфейсом и выбрать удобный сценарий подписания ЭТрН между складом и водителем. А еще при подключении появляется возможность хранить документы в бесплатном электронном архиве с круглосуточным доступом.

Эксперты Контура следят за актуальными изменениями в законодательстве, входят в рабочие группы по применению ЭТрН, участвовали в эксперименте Минтранса России.

Чтобы подключиться к сервису Логика, нужно заполнить свои данные на сайте и отправить заявку. С вами свяжется менеджер и поможет выбрать тариф и подходящее интеграционное решение. После оплаты счета специалисты помогут внедрить Логистику в вашу учетную систему.

Шаг 3. Приобрести технические средства.
Сотрудникам, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, нужен смартфон или планшет с доступом к ЭДО. Также необходим тариф с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи.

Остались вопросы?

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и использованием нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies